Либеральные реформы усилили спайку бизнеса и власти. Массовое взяточничество и шокирующие декларации – следствие, а не причина. Власть чрезмерно акцентирует влияние на шагах вроде отмены депутатской неприкосновенности и лишении гражданства неугодных деятелей. Но корни проблемы лежат в плоскости неравномерного распределения богатства. Недостаток корпоративной прозрачности констатировалась такими организациями, как ОЭСР.

Во-первых, нужна радикальная демократизация и исключение конфликта интересов. Сменяемость парламентариев путем их отзыва мобилизовала бы общество и сподвигла следить за избранниками. Бизнесмены не должны быть во власти: их активы должны временно переходить государству. Сегодня же предприятия нардепов передаются в управление связанным с ними субъектам. Даже лишившись мандата, депутаты могут эффективно защищаться, имея финансы на юридическую помощь. Сама по себе отмена депутатской неприкосновенности создает, главным образом, риски для политической оппозиции. Нарушить монополию богатых на власть сейчас сложно: введен денежный взнос не только за участие в выборах, но и за регистрацию. Стоит отметить, что первые украинские конституционные акты (например, Декларация Украинской Директории) предусматривали лишение политических прав имущих классов.

Во-вторых, нужна реальная деоффшоризация. Лишение гражданства отдельных лиц выглядит неубедительно на фоне того, что половина крупных компаний имеет корни в оффшорных юрисдикциях. Оффшоры рассматриваются ЕС как источник политической коррупции: они позволяют спонсировать партии из непрозрачных фондов. Украина не подписала ни одной конвенции об обмене информацией с «налоговыми гаванями». Наибольшее число таких соглашений подписано скандинавскими странами (у Дании их 37). В отличии от соседней России мы не присоединились к многосторонней конвенции об автоматическом обмене налоговой информацией. Узнать, есть ли деньги украинских олигархов в такой стране, как Белиз или Панама, практически невозможно.

В-третьих, необходимо поднять уровень зарплат, которые являются низшими в Европе. По данным Всемирного банка за предыдущий год, зарплаты в Украине в три раза ниже, чем в Болгарии – одной из наименее развитых стран ЕС. Пока в приближении к евростандартам проявили наибольшую заинтересованность криворожские шахтеры, организовывая забастовки с требованием зарплаты в $1000. Бедность – спутник коррупции. Норвежский экономист Эрик Райнерт видит главную причину взяточничества в низком заработке, прежде всего, бюджетников. Примечательно, что повышение зарплат учителей до уровня трех «минималок» на днях было отсрочено до 2023 года. Также необходимо искоренить теневую занятость за счет усиления инспекций труда. Во всех цивилизованных странах неоформленный труд считается нечестным конкурентным преимуществом и источником обогащения проверяющих.

Украина имеет довольно неплохое антикоррупционное и тендерное законодательство, а по уровню прозрачности реестров опередила некоторые страны ЕС. Однако потенциал новых законов реализуется недостаточно. Огромное количество органов, одновременно борющихся с коррупцией, на руку нарушителям: «выгодные» результаты проверки одного из органов будут использованы, как индульгенция перед претензиями других. Утвержденные НАПК документы о проверке е-деклараций предусматривают ограниченный инструментарий. «Порядок проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления» позволяет не учитывать информацию, если за нее нужно платить либо иностранное государство «чрезмерно медлительно» отвечает на запрос. ГПУ по конвенции об избежании двойного налогообложения со Швейцарией не может получить информацию об уплате налогов подконтрольными украинским олигархам фирмами (тем более, если эти сведения защищены банковской тайной).

Желание устранить коррупцию за счет уничтожения общественного сектора – опасная иллюзия. Новый закон о приватизации усилит тех, кто и так влияет на всю экономику. Без создания системы регулирования и контроля (не узурпированной самими же представителями бизнеса) государственные монополии превратятся в частные без любой пользы для потребителя. Норвегия как самая нетерпимая к коррупции страна является в то же время страной с высоким уровнем занятости в бюджетной сфере. Прозрачность госкомпаний может быть достигнута за счет контроля профсоюзами изнутри предприятий (такой пример подают профсоюзы на транспорте) и путем использования инструментов открытой бухгалтерии.

Виталий ДУДИН,
«Соціальний рух»

Залишити підпис за реєстрацію партії